Выплаты по Европротоколу продолжают расти рекордными темпами
С начала года число водителей, оформлявших ДТП с применением Европротокола (т.е. без вызова сотрудников полиции), выросло по сравнению с 2014 годом, и составило почти 14% (в 2014 году доля обращений по Европротоколу составила 10,5%). При этом чаще всего Европротокол оформляли в июле и августе (18,3% и 22,1% соответственно).
Показатель доли урегулирований по Европротоколу в Москве, который традиционно был ниже общероссийского и составлял 5-6%, в июле-августе вырос до 14% и 19% соответственно. Гораздо чаще стали пользоваться этой процедурой и в регионах.
«Европротокол стали активнее применять из-за введения штрафов за неоставление места ДТП при незначительных авариях, - считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза страховщиков (РСА) Игорь Юргенс. - Однако сказались и другие факторы, в частности, проведенная РСА информационно-разъяснительная кампания по популяризации Европротокола. Мы старались донести, что 80% всех ДТП покрываются его лимитом - то есть до 50 тысяч рублей, - и что не нужно из-за помятого бампера или царапины на крыле собирать огромные пробки».
И. Юргенс напомнил, что Европротокол можно оформить, если в ДТП участвуют не более двух автомобилей, не нанесен ущерб чьим-либо жизни, здоровью, а также имуществу третьих лиц; если между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии. «Оценить, покрывается ли нанесенный ущерб лимитом в 50 тыс. рублей, возможно самостоятельно», - пояснил он.
По итогам 2014 года зафиксировано существенное снижение отказов в выплате при Европротоколе на основании некорректно заполненного извещения о ДТП (25% против 75-80% в сравнении с предыдущими периодами). Полагаем, что данная тенденция сохранится и в 2015 году. Очевидно, что число отказов из-за неправильно оформленного извещения о ДТП планомерно снижается. Автовладельцы совершают гораздо меньше ошибок, что свидетельствует о росте страховой грамотности. Однако у водителей все еще возникают проблемы при заполнении пункта № 16 бланка Извещения «Обстоятельства ДТП»: они либо проставляют галочки так, что возникает противоречивая информация, либо не указывают количество отмеченных клеток (последняя позиция пункта 16). Также и по пункту № 17, «Схема ДТП»: здесь водители нередко либо вообще не приводят схему ДТП, либо изображают лишь два автомобиля, упуская схематичное изображение окружающей местности, расположение относительно места аварии дорожных знаков, линий дорожной разметки, зданий, конструкций и так далее. Отсутствие же такой информации не позволяет страховым компаниям объективно оценить обстоятельства ДТП и, к сожалению, может стать причиной отказа в возмещении.
Не менее важно и наличие двух пар подписей обоих водителей в п.15 и п.18 Извещения о ДТП, что подтверждает отсутствие разногласий относительно причин и обстоятельств ДТП. Если разногласия все же есть, нужно обратиться к сотрудникам полиции. Заполненный экземпляр своего извещения каждый водитель должен не позднее чем в пятидневный срок передать своему страховщику (посетив офис, либо почтой с уведомлением о вручении). Также необходимо помнить, что нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 дней после даты ДТП, так как в этот срок страховая компания вправе требовать от вас его представление на осмотр.
«Опасения автомобилистов относительно Европротокола постепенно развеиваются, - говорит И.Юргенс, - и не удивительно, ведь это простая, удобная, повсеместно в Европе используемая процедура. Поэтому число ДТП, оформленных по Европротоколу, будет продолжать расти».